Основная образовательная программа среднего общего образования Лицея (ООП СОО)
Описание образовательной программы
Основная образовательная программа
среднего общего образования разработана на основе ФГОС СОО, Конституции Российской Федерации, Конвенции ООН о правах ребенка,
учитывает региональные, национальные и этнокультурные потребности народов Российской Федерации, обеспечивает достижение обучающимися образовательных результатов в соответствии с требованиями, установленными ФГОС СОО, определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности на уровне среднего общего образования и реализуется образовательной организацией через урочную
и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил
и нормативов.
Программа содержит три раздела: целевой,
содержательный и организационный.
Целями реализации основной
образовательной программы среднего общего образования являются:
–
становление и развитие
личности обучающегося в ее самобытности и уникальности,
осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению;
–
достижение выпускниками планируемых результатов: компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося
старшего школьного возраста, индивидуальной образовательной траекторией его развития и состоянием здоровья.
Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательной организацией основной образовательной программы среднего общего образования предусматривает решение следующих основных задач:
–
формирование российской гражданской идентичности обучающихся;
–
сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового
наследия многонационального народа Российской Федерации, реализация права на изучение родного
языка, овладение духовными
ценностями и культурой
многонационального народа России;
–
обеспечение равных возможностей получения
качественного среднего общего образования;
–
обеспечение достижения обучающимися образовательных результатов в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего
образования (далее – ФГОС
СОО);
–
обеспечение реализации бесплатного образования на уровне среднего
общего образования в объеме основной
образовательной программы, предусматривающей изучение обязательных учебных предметов, входящих
в учебный план (учебных предметов по выбору из обязательных
предметных областей, дополнительных учебных предметов,
курсов по выбору и общих для включения во все учебные планы учебных предметов, в том числе на
углубленном уровне), а также внеурочную деятельность;
–
установление требований к воспитанию и социализации обучающихся, их самоидентификации посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления, осознанного выбора профессии, понимание значения
профессиональной деятельности для человека и общества, в том числе через реализацию образовательных программ, входящих
в основную образовательную программу;
–
обеспечение преемственности основных образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего,
профессионального образования;
–
развитие государственно-общественного управления в образовании;
–
формирование основ оценки результатов освоения обучающимися основной
образовательной программы, деятельности педагогических работников, организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
–
создание условий
для развития и самореализации обучающихся, для формирования здорового, безопасного и
экологически целесообразного образа жизни обучающихся.
Методологической основой ФГОС СОО является
системно-деятельностный подход, который
предполагает:
–
формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;
–
проектирование и конструирование развивающей образовательной среды организации, осуществляющей образовательную деятельность;
–
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
–
построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных, возрастных, психологических,
физиологических особенностей и здоровья обучающихся.
Основная образовательная программа формируется на основе
системно-деятельностного подхода. В
связи с этим личностное, социальное, познавательное развитие обучающихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь
учебной, а процесс
функционирования образовательной организации, отраженный в основной
образовательной программе (ООП), рассматривается как совокупность следующих
взаимосвязанных компонентов: цели образования; содержания образования на уровне среднего общего образования; форм, методов, средств
реализации этого содержания (технологии преподавания, освоения,
обучения); субъектов системы
образования (педагогов,
обучающихся, их родителей (законных
представителей)); материальной базы как средства
системы образования, в том числе с учетом принципа преемственности
начального общего, основного общего, среднего общего,
профессионального образования, который может быть
реализован как через содержание, так и через формы, средства, технологии, методы и приемы
работы.
Основная образовательная программа
при конструировании и осуществлении образовательной деятельности ориентируется
на личность как цель, субъект, результат и главный критерий
эффективности, на создание
соответствующих условий для саморазвития творческого потенциала личности.
Осуществление принципа индивидуально-дифференцированного подхода
позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого
обучающегося.
Основная образовательная программа формируется с учетом
психолого-педагогических особенностей развития
детей 15–18 лет, связанных:
–
с формированием у обучающихся системы
значимых социальных и межличностных
отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, ценностных ориентаций, мировоззрения как системы обобщенных
представлений о мире в целом, об окружающей действительности, других людях и самом себе, готовности руководствоваться ими в деятельности;
–
с переходом от учебных действий, характерных для основной школы и
связанных с овладением учебной
деятельностью в единстве мотивационно-смыслового и операционно- технического компонентов, к учебно-профессиональной деятельности, реализующей профессиональные и личностные устремления обучающихся. Ведущее место у обучающихся на уровне среднего общего образования занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся действенными;
–
с освоением видов деятельности по получению нового знания в рамках
учебного предмета, его преобразованию
и применению в учебных, учебно-проектных и социально- проектных ситуациях, с появлением интереса к теоретическим
проблемам, к способам познания и учения, к самостоятельному поиску учебно-теоретических проблем,
способности к построению индивидуальной образовательной траектории;
–
с формированием у обучающихся научного типа мышления, овладением
научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами;
–
с самостоятельным приобретением идентичности; повышением
требовательности к самому себе; углублением самооценки; бóльшим реализмом в формировании целей и стремлении к тем или иным ролям; ростом устойчивости к фрустрациям; усилением
потребности влиять на других людей.
Переход обучающегося в старшую школу совпадает с первым периодом
юности, или первым периодом
зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт. Центральным психологическим новообразованием юношеского
возраста является предварительное самоопределение, построение жизненных планов на будущее,
формирование идентичности и устойчивого образа «Я». Направленность личности в юношеском
возрасте характеризуется ее ценностными ориентациями, интересами, отношениями, установками, мотивами, переходом от подросткового возраста
к самостоятельной взрослой
жизни. К этому периоду фактически завершается становление основных биологических и психологических
функций, необходимых взрослому человеку для
полноценного существования. Социальное и личностное самоопределение в данном возрасте
предполагает не столько
эмансипацию от взрослых,
сколько четкую ориентировку и определение своего места
во взрослом мире.
Основная образовательная программа формируется с учетом
принципа демократизации, который обеспечивает формирование и развитие
демократической культуры всех участников
образовательных отношений на основе сотрудничества, сотворчества, личной ответственности в том числе через развитие
органов государственно-общественного управления образовательной организацией.
Основная образовательная программа формируется в
соответствии с требованиями ФГОС СОО
и с учетом индивидуальных особенностей, потребностей и запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) при
получении среднего общего образования, включая
образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
и инвалидов, а также значимость данного уровня общего образования для продолжения обучения
в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего
образования, профессиональной деятельности и
успешной социализации.