НОУ «НОВОРОССИЙСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ» ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ Педагогическим советом НОУ «Новороссийский Политехнический лицей» Директор НОУ «Новороссийский Политехнический лицей» ___________ Т.Р. Гайбадуллин протокол № 5 от 16 апреля 2016 года Введено в действие приказом № 31-ОД от 19 апреля 2016 г. ПОЛОЖЕНИЕ о профильном обучении по образовательным программам среднего общего образования 1. Общие положения 1.1. Положение о профильном обучении по образовательным программам среднего общего образования (далее – Положение) в НОУ «Новороссийский Политехнический лицей» (далее – Лицей) разработано в соответствии со следующими нормативными правовыми актами: • Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ); • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1015; • Порядком приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным Приказом Минобрнауки России от 22.01.2014 г. № 32; • Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (далее – ФКГОС), утвержденным приказом Министерства образования России от 05.03.2004 г. № 1089; • Федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Минобразования РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (далее – БУП-2004); • приказом Минобразования России от 18.07.2002 г. № 2783 «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования»; • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее – СанПиН), утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189; • Письмом Минобрнауки РФ от 04.03.2010 г. № 03-412 «О методических рекомендациях по вопросам организации профильного обучения»; • Уставом НОУ «Новороссийский Политехнический лицей»; • основной образовательной программой среднего общего образования Лицея. 1.2. Положение регламентирует порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе среднего общего образования при дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение). 1.3. В Положении использованы следующие определения: • направленность (профиль) образования – это ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметнотематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы Лицея; • профильное обучение – это организация образовательной деятельности по образовательным программам среднего общего образования, основанная на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы Лицея; • профильный класс (профильная группа) – это объединение (группа) обучающихся Лицея на основе дифференциации и индивидуализации их образования, позволяющее учитывать их интересы, склонности и способности в соответствии с жизненными планами, профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования; • углубленное изучение предмета – это расширение предметных компетенций обучающихся Лицея, дополнительная (сверх базового уровня) их подготовка в рамках учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), которая обеспечивает, в т. ч., возможность продолжений обучения в образовательных организациях определенного профиля; углубленное изучение предмета считается в том случае, если на его изучение отводится на 2 ч больше, чем на базовом уровне. • положение о профильном обучении в Лицее по образовательным программам среднего общего образования разрабатывается педагогическим советом Лицея и утверждается приказом директора Лицея. 1.4. В настоящее Положение в установленном порядке могут вноситься изменения и (или) дополнения. 2. Содержание профильного обучения 2.1. Содержание профильного обучения в Лицее обеспечивается за счет углубленного изучения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), дифференциации и индивидуализации обучения, преемственности между основным общим, среднем общим и профессиональным образованием. 2.2. Профильное обучение в Лицее ведется по естественно-математическому направлению. 2.3. Профильными учебными предметами являются: физика и математика. 2.4. С целью подготовки к выбору профиля обучения в Лицее проводится профильная ориентация, а также диагностика обучающихся в рамках предпрофильной подготовки. 3. Содержание профильного обучения в рамках ФКГОС 3.1. В учебных планах профильных классов, обучающихся по образовательной программе Лицея, разработанной на основе БУП-2004, количество учебных предметов с углубленным изучением из предметной области (предметных областей) по профилю обучения составляет не менее 2-х учебных предметов. 3.2. Количество часов, отводимых на изучение профильных учебных предметов в учебном плане Лицея составляет: физика – 5 часов в неделю в 10 классе и 5 часов в неделю в 11 классе; математика – 6 часов в неделю в 10 классе и 6 часов в неделю в 11 классе. 4. Содержание профильного обучения в рамках ФГОС среднего общего образования 4.1. Основная образовательная программа Лицея может включать учебные планы различных профилей обучения. 4.2. Учебный план профиля обучения и (или) индивидуальный учебный план содержит 9 (10) учебных предметов и предусматривает изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, определенной ФГОС среднего общего образования. 4.3. Учебный план, независимо от профиля обучения, в обязательном порядке содержит учебные предметы: «Русский язык и литература», «Иностранный язык», «Математика: алгебра и 2 начала математического анализа, геометрия», «История» (или «Россия в мире»), «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности». 4.4. Учебный план профиля обучения содержит не менее 3 (4) учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области. 4.5. В учебном плане предусматривается выполнение обучающимися индивидуального(ых) проекта(ов). 4.6. Количество часов, отводимых на изучение профильных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в учебном плане Лицея не меньше, чем установлено в примерном учебном плане примерной образовательной программы среднего общего образования. 4.7. Учебники, учебные пособия по профильным (углубленным) предметам выбираются педагогами-предметниками при участии методического объединения учителей. 5. Порядок текущего контроля и промежуточной аттестации 5.1. Обучающиеся профильных классов проходят промежуточную аттестацию по профильным учебным предметам в порядке и формах, установленных Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в Лицее. 6. Организация профильного обучения 6.1. Профильное обучение реализуется посредством: изучения отдельных учебных предметов в рамках одной и (или) нескольких предметных областей по выбору обучающихся по программам углубленного изучения; организации внеурочной деятельности обучающихся; организации дополнительного образования по общеразвивающим и (или) предпрофессиональным программам; организации и (или) проведения проектной, исследовательской (проектноисследовательской и (или) творческой) деятельности обучающихся; 6.2. Профильное обучение в Лицее организуется на уровне среднего общего образования – в 10-11-х классах. 6.3. Формирование профиля обучения осуществляется Лицеем самостоятельно в соответствии с запросами обучающихся и (или) их родителей (законных представителей) с учетом примерных профилей. 6.4. Наполняемость профильного класса устанавливается решением педагогического совета Лицея. 6.5. Администрация Лицея не позднее 15 февраля текущего года на основании диагностики и с учетом имеющихся условий для организации профильного обучения информирует обучающихся 9-х классов и их родителей (законных представителей) о намерении открыть профильные классы в следующем учебном году. 6.6. Профильные классы создаются приказом директора Лицея на основании решения педагогического совета Лицея с учетом интересов и (или) мнения обучающихся, а также имеющихся в Лицее условий для профильного обучения. 6.7. Преимущественным правом при поступлении в профильные классы пользуются следующие обучающиеся: победители олимпиад по соответствующим профильным учебных предметам регионального или федерального уровня; обладатели похвальных грамот «За особые успехи в изучении отдельных предметов» (по профильным предметам); выпускники 9-х классов, получивших по итогам государственной итоговой аттестации положительные отметки (4 и 5 баллов) по профильным учебным предметам. 6.8. Зачисление в Лицей для обучения в профильных классах на уровне среднего общего образования осуществляется в соответствии с Порядком приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего 3 образования, утвержденном Приказом Минобрнауки России от 22.01.2014 г. № 32 и в соответствии с Правилами приема в Лицей. 6.9. Комплектование профильных классов завершается не позднее 30 июня. При наличии свободных мест осуществляется дополнительный прием в период с 10 по 25 августа. 6.10. Обучающиеся Лицея, решившие изменить профиль обучения и (или) испытывающие трудности в обучении в профильном классе на основании личного заявления или заявления родителей (законных представителей) в течение учебного года могут переводиться для продолжения обучения в другую непрофильный класс или в класс другого профиля. 4